Инженерные проекты – в инженерной библиотеке

Городская детская библиотека имени В. Ю. Драгунского – первая и единственная в Красноярске библиотека с инженерным уклоном для детей. В 2017 году библиотеку модернизировали, в ней стали развиваться новые проекты, которые и сегодня вызывают у юных читателей фурор. На какие кружки и почему дошкольники и школьники не идут, а бегут, рассказывает заведующая библиотекой Лорина Александровна Поважнюк.

Здесь живут фиксики

Модернизация послужила толчком для развития кружков «Мастерская фиксиков» и «Тех-Код»? Расскажите об идее создания и названия данных проектов.

В основе бренда Городской детской библиотеки имени В. Ю. Драгунского использован образ инженерной библиотеки. Мы стремились к тому, чтобы наша библиотека стала центром инновационной деятельности в области детского технического моделирования и конструирования. Провели опрос среди родителей детей от 5 до 11 лет, спросили о потребности в проведении занятий, направленных на научно-техническое творчество, об интересующей тематике и форматах мероприятий, удобном графике и продолжительности по времени. С учетом идей и пожеланий были разработаны две программы: первая ступень – кружок «Мастерская фиксиков» для дошкольников и первоклашек 5-8 лет, и вторая ступень – кружок «Тех-Код» для ребят 8-11 лет.  

Среди читателей младшего возраста был и по-прежнему популярен мультфильм «Фиксики», созданный по мотивам повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Получилось символичное название «мастерской», ведь фиксики – это талантливые маленькие человечки, живущие внутри приборов и механизмов и ремонтирующие их по гарантии. Читатели же постарше ищут свой «тех-код» – нестандартное решение поставленной задачи – в одноименном кружке.

Учимся, играя

Инженерия – хоть и интересная, но довольно сложная область. Логично, что в проектах детей развели по возрастным категориям. Но как удается еженедельно вызывать и сохранять интерес, делать сложное простым для понимания? Поделитесь, какие подходы и форматы мероприятий практикуете, привлекаете ли партнеров.

Программы кружков «Мастерская фиксиков» и «Тех-Код» направлены на изучение разных видов транспорта, природы электричества, устройства бытовых приборов, технических профессий. А лучшие способы вызвать интерес у ребенка – игра и творчество. На занятиях в «мастерской» стала традиционной игра с героями полюбившегося мультсериала про фиксиков. Веселые человечки знакомят с книгами детских писателей и поэтов, пишущих про технику, и устраивают громкие чтения, рассказывают об удивительных научных открытиях, наглядно показывают устройство приборов, предлагают посмотреть развивающие фильмы и мультфильмы, побывать в роли изобретателей и конструкторов – научиться мастерить простейшие модели в технике оригами, с помощью картона, бросового и природного материала. Помимо мастер-классов, хорошо развивают воображение и инженерное мышление элементарные научно-популярные опыты, работа с конструкторами, рисование различных механизмов.

Изобретатели кружка «Тех-Код» осваивают законы физики и устройство техники также преимущественно через интерактивные формы работы. Здесь проводятся тематические занятия-погружения, работают творческие мастерские, лаборатория научных опытов, конструкторское бюро. Особенно интересны читателям нетрадиционные форматы: работа с компьютерными программами по моделированию, робототехника и другие направления технического творчества.

Бывает, что идеи мероприятий генерируют наши партнеры: муниципальное автономное молодежное учреждение «Центр технического проектирования», муниципальное молодежное автономное учреждение «ИТ-центр», сеть школ робототехники и цифровых технологий «РосРобот», муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр профессионального самоопределения». Интерактивные площадки партнеров с эффектными и веселыми опытами, их «Очки виртуальной реальности», электронное программирование в LegoWeDo собирают аншлаги и горящие глаза.

От танграма до филворда

Исследовать, конструировать и моделировать – словесная установка проектов. А что больше всего мотивирует детей и нравится на практике? Чем удается вызвать такой же неподдельный интерес и живые эмоции, как во время опытов с плазменной лампой, электронного конструирования, сборки роботов, наглядного знакомства с устройством часовых механизмов? Расскажите о самом запоминающемся опыте работы, который дети воспринимают на «ура».

Маленькие всезнайки и почемучки очень любят игры-инсценировки. Например, при изучении блока «Водный транспорт» дети стали участниками похода на ледоколе, каждый выполнял на судне свою роль, рядового моряка, монтера или морского пилота, и был в составе операции по снятию с льдины потерявшихся игрушек.

В кружке технического творчества просят чаще проводить занятия, посвященные экспериментированию. Атмосфера таких встреч особенная, потому что дети примеряют на себя роль ученого, наблюдают за химическими реакциями и учатся разбираться в физических явлениях. Из последнего, школьники увлеченно перевоплотились в инженеров-технологов и провели эксперименты с рычагами. Всегда позитивно читатели реагируют на ТРИЗ и разработку собственных изобретений: у одних получается умная вилка-гаджет, способная охлаждать еду и самостоятельно наматывать макароны, у других – робот-посудомойщик. И, конечно, интересны такие нестандартные головоломки и творческие техники, как танграм, филворд, квиллинг.

Каждому – по книге

Помогают ли проекты, направленные на популяризацию науки, творчество и изобретательство, активизировать интерес к чтению?

Одно из пространств библиотеки – Инжетека – зал с большим количеством разнообразной научно-познавательной литературы. Здесь, в окружении технической литературы, книг по моделированию и конструированию с яркими обложками, и проходят встречи кружков.

Любое занятие «Мастерской фиксиков» сопровождается литературным чтением, рассматриванием иллюстраций, индивидуальными или коллективными заданиями по прочитанному. В самостоятельном поиске ответов на вопросы на помощь приходят книги, дети часто берут их домой, чтобы подробнее рассмотреть и прочитать.

Удачной с точки зрения приобщения к чтению является и работа кружка «Тех-Код». Научно-популярная литература во время занятия не только открывает достижения ученых, но и помогает самостоятельно создать уникальное изобретение.  

Одни плюсы

В чем для детей главные плюсы проектов «Мастерская фиксиков» и «Тех-Код»?

Помимо неоспоримых плюсов посещения кружков: формирование интереса к физике, механике, электронике, моделированию и конструированию, чтению книг о научном и техническом прогрессе, есть и не столь очевидные, но важные преимущества. Занятия проходят в выходной день в удобное для детей и родителей время, средняя посещаемость – до 14 человек, что создает камерную, особую доверительную и творческую атмосферу, много практики, которая отлично развивает техническое воображение и логическое мышление, мотивирует к дальнейшим исследованиям.

Инженер + я = «ИНЖЕНЕРиЯ»

Развиваются ли в библиотеке другие инженерные проекты, разработанные самими сотрудниками?

В 2020 году Городская детская библиотека имени В. Ю. Драгунского приняла участие в краевом грантовом конкурсе для молодых людей «Территория Красноярский край», организованном Агентством молодежной политики и реализации программного общественного развития. Профориентационный проект библиотеки «ИНЖЕНЕРиЯ» вошел в число победителей и выиграл финансирование на реализацию.

Нашей целью было создать информационную площадку, ориентированную на подростков 14-16 лет, для знакомства со специализациями профессии «инженер», актуальными на рынке труда в городе Красноярске и Красноярском крае. В рамках проекта для 71 участника проведены шесть онлайн-встреч с приглашенными инженерами на платформе Zoom – инженером робототехники, инженером-программистом, инженером-конструктором. Итогом проекта стал фестиваль рекламных роликов «Просто начни!», в котором участвовали 18 школьников. Рекламный ролик – это ответ на вопросы: Какую специализацию профессии «инженер» ты выбрал бы в будущем? Почему?

Анастасия Гурова, главный библиотекарь Красноярской краевой молодежной библиотеки, редактор сайта